Фильм Андрея Звягинцева “Левиафан”
Я посмотрела “Левиафан” – на мой взгляд, фильм гениальный. Смотрела на одном дыхании, а по окончании захотелось включить заново – жаль, время не позволяет. Никакого очернения России я не увидела – я увидела правду. “Очернения” России в “Левиафане” гораздо меньше, чем очернения Европы и всей западной культуры в фильмах Ларса фон Триера, например в “Меланхолии”.
Жизнь вдалеке от Москвы, в некоторых местах, действительно такова. И люди пьют, и власти бесчинствуют, и священноначалие лукавит, лавируя между властью и истиной. Все это есть, но в фильме, на мой взгляд, показан не портрет России как таковой – не согласна с такой оценкой. Я увидела частную историю – историю жизни одного человека, к которому приблизился некий “час икс” его жизни. Не одной жизни, воплощения, а жизни как существования самой его души, ее кармического путешествия. И началась у него, как говорит С.Н. Лазарев, “широкополосная чистка”. Идет унижение по телу и духу, благополучной судьбе, по самому дорогому для человека – ценностям души, отношениям с близким, любимым человеком, по всему, что может быть дорого на земле. И поэтому люди в этой истории ведут себя так, как надо, чтобы создать эту “чистку” главному герою.
На мой взгляд автор пытается показать путь человека к Богу, тернистый и страшный. Но неизбежно такой, из того места, где герой (да и большинство людей сейчас духовно обретается). Я не увидела безнадежности, в которой обвиняют фильм – я увидела надежду в обретении веры. В сцене общения Николая с отцом Василием эта искра промелькнула – он еще ничего не понимает про Бога сознанием, но почувствовал, что у того есть в душе любовь, а значит, есть и надежда для него, Николая. Он очень далек от Истины, как и все персонажи фильма, но у него есть внутреннее намерение искать, и он найдет.
На мой взгляд, “Левиафан” и “Елена” Звягинцева - это дилогия. Два варианта ответа на один и тот же вопрос, два варианта развития одной и той же ситуации. В первом случае героиня убивает ради своих шкурных человеческих желаний и ей это сходит с рук. Ее никто не разоблачает, не судит, не копает под нее – она получает все, чего хотела. (И если уж говорить об очернении российской действительности, то не это ли оно – реальность безнаказанного преступления не страшнее ли мата и водки?)
Так вот. Она получает чего хотела, но мы видим уже начинающуюся, незаметную расплату за это – разложение душ ее детей. Сын – безработный с разрушенной судьбой, старший внук – раздолбай, без 5-ти минут преступник. Младшему автор вообще не отвел будущего: финальный образ черной кровати с лежащим на ней младенцем – это могила (интерпретация С.Н. Лазарева). Все закономерно – они получили человеческое благополучие ценой убийства, за это лишились Божественного и дальнейшая их судьба незавидна. Квартира и деньги – все это скоро закончится, рассыплется в прах и можно примерно представить себе, что будет с ними дальше.
В “Левиафане” же наоборот – герой не брал чужого, но его лишили всего. Он не убивал, но его посадили. Он любил жену, а она ему изменила и покончила с собой. В чем его грех? Да примерно в том же, что и многострадального библейского Иова, недаром в фильме упоминается эта притча. Он просто утратил веру, забыл Бога. Он не праведник, конечно, он такой же, как и все. Он хороший человек, но просто забыл Бога. Просто смог подумать, что Бог может быть неправ. Вокруг него все такие и даже хуже, но раскатывать под асфальт судьба начинает именно его. Почему? Потому, почему и праведного Иова – он сможет выдержать все эти испытания. У него есть стержень внутри – он остаточным принципом еще помнит, что такое любовь. Просто вот такие у нас сейчас праведники – лучших нету. Но он сможет – он уловил этот импульс от отца Василия. Смягчилась его злость, ведь захотелось пойти и помочь, поднести мешок священнику – вот тут оно и пошло, потеплело… И я видела облегчение на его лице, когда ему рассказали про убийство, про 15 лет и пр. – как будто камень свалился. Ведь не может человек, обремененный житейскими проблемами, пойти к Богу, не сможет оставить все это. А тут помогли – отсекли все. Для него эта тюрьма как монастырь – путь к возрождению души.
И у сына его есть будущее – он чистый внутри, не такой, как старший внук Елены. Тот уже конченый. Сравните сцены посиделок мальчишек у костра, которые есть в обоих фильмах – они очень по-разному себя ведут. И через весь фильм проходит образ того самого Левиафана – морского чудовища, кита, заглатывающего людей, одного из образов Сатаны. На берегу лежит скелет этого самого кита, сдохшего и давно уже не страшного – вот о чем этот фильм. Россия уже спасена, только еще не знает об этом, Левиафан повержен. Потому, что есть такие Николаи, которые кроют матом всю эту жизнь, но отсидят ни за что, потеряют друзей и близких, и смогут простить! И отработают эту карму, и отмолят, не только за себя, но и за тех Елен, что в предыдущем фильме.
А “победивший” мэр вовсе не выглядит победителем. Как он жалок со своими потугами огромными жертвами на церковь заслужить Царствие Небесное и прощение грехов! Ведь нескрываемо видно, как он боится, лебезит перед Владыкой… Он победил сейчас, на короткой дистанции, но на длинной проиграл – судьба его бессмертной души на этом и закончится…
3 комментария: Фильм Андрея Звягинцева “Левиафан”
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Оксана спасибо за подробный комментарий к фильму.
Спасибо за комментарий, Оксана. Действительно фильм не оставляет тяжёлого ощущения на душе в отличие от сходного при беглом просмотре фильма “Дурак”. В нём есть надежда на изменение самого человека и его потомства (сына). Хотя, конечно, автор указывает и на нынешний кризис безверия, который, опутал нас всех. Может быть со временем мы все поймём, что левиафана больше нет, есть только скелет, а кого-то этот скелет способен и унести с собой, как жену главного героя. Но в любом случае его власти над нами нет.
Но если смотреть фильм, не зная информации, которую даёт Сергей Николаевич, то мрак получается конкретный, просто бери автомат и мочи всех. И эта тенденция, к сожалению, всё более набирает обороты…
Андрей, я не думаю, что обязательно надо знать для этого фильма информацию от С.Н. Лазарева. На его сайте такие жаркие споры были по поводу этого кино, такое жесткое неприятие и фильма, и людей, с чьим мнением не согласны. Так что, не в информации дело, а состоянии души. Многие и без всяких книжек, интуитивно истину ощущают.