О Святой Троице
Мне часто случалось участвовать в дискуссиях о том, Бог ли Христос или нет. Есть много людей верующих, но лишь в Бога-Творца, Христа же не признающих, и не признающих от того православной Церкви, так там “Христу молятся”. Давайте же попробуем немножко разобраться в этом вопросе.
В связи с этим невозможно не обратиться к понятию Троицы, которое является центральным в православном учении. Еще раз хочу подчеркнуть, что в православной церкви поклоняются и молятся не Христу (если кого-то это смущает) но Троице единосущной, единой и нераздельной.
Троица – одно из самых сложных богословских понятий в православии – это отмечают многие. Не все прихожане, да даже и не каждый священник может толком объяснить, что это такое. Чаще всего можно услышать примерно следующее: дескать, то, чего мы не понимаем, нужно просто принять на веру. Вот един Бог, но и троичен одновременно. Непонятно, но нужно верить.
В принципе, это объяснение вовсе не плохо, так как вера выше понимания. От веры больше любви к Богу и смирения рождается, чем от наших великих умствований. А именно любовь в душе и есть соприсутствие Божье, именно она и лечит и меняет все в нашей жизни. Потому на этом объяснении можно было долго держаться, но все же – современному человеку с его развитым интеллектом этого мало. Вера должна иметь обоснования.
Итак, что такое Троица в богословской концепции? Бог имеет три лица, три ипостаси, которые соединены одной сутью – вот что. Соединены, но не слиты, не смешаны в одно, и не разделены, ибо суть одна.
Мне и самой очень долго было это непонятно. Мне казалось, что раз Бог один, значит Троица – это все же одно существо, но лишь проявляемое разными лицами. То есть, мы Его видим по-разному, хотя Он один.
Я приводила такой пример. Вот есть, скажем, известный ученый, профессор. Ты знаешь о нем, он для тебя большой авторитет, но ты никогда с ним не общался. Это – Бог-Отец.
Есть его труды, лекции, которые ты слышал или читал, информация, от него исходящая – это Святой Дух.
А вот ты приезжаешь в университет, где он преподает и знакомишься с ним лично, может быть даже поступаешь к нему на курс учиться – это аналог Бога-Сына. Ведь с Христом люди общались лично, видели Его воочию. То есть, профессор один, но три разных способа взаимодействия нашего с ним.
Долгое время у меня было примерно такое представление о Троице и оно казалось мне верным. Но потом выяснилось, что такое представление в церкви уже было, называется оно савеллианская ересь.
Оно давным давно было разобрано по косточкам и осуждено на одном из Вселенских соборов. Один из аргументов – тот факт, что в Евангелиях описывается, как Христос молился Богу-Отцу. Не мог же Он молиться Сам Себе – не мог же профессор, к примеру, звонить сам себе по телефону! ))
Но тот же преподаватель богословия, что развеял мое понимание Троицы, тут же дал и новое, которое, наконец, все объяснило. Все оказывается просто, когда смотришь в суть явления несколько глубже. Итак: существуют, действительно, три разных личности – Отец, Сын и Дух. Они могут взаимодействовать с человеком по отдельности, а могут и одновременно, ибо они – различны. Можно молиться каждому из лиц Троицы отдельно, можно вкупе – Они и так, и так существуют.
Ладно, с различиями понятно, но в чем же тогда единство? Да в Их сути, которая присуща каждому из Них в равной степени (Троица единосущная) – в любви! Несмотря на то, что выглядят Они различно (если можно так выразиться), внутри имеют одну сущность: Абсолютную Любовь.
Таков Отец Небесный, все любовию создавший. Таков Христос, вочеловечившийся, но даже имея и человеческую природу, сотворивший дела Абсолютной Любви и все человеческое отдавший ради Воли Отца и спасения людей. Таков и Дух, которого никто никогда не видел, но ощущал Его присутствие, и от влияния которого исполняемся мы Любви и Истины.
Вот, оказывается, как все просто! “Бог есть любовь”, в том смысле, что это суть любого Бога. Кто не “есть любовь” – тот не Бог, даже если ему построить храм и заставить поклоняться. В этом смысл разоблачения любого язычества – ведь всякий языческий божок, на самом деле, суть поклонение какой-то земной, человеческой ценности. Если и учит любви, то только лишь к чему-то одному, в ущерб другому. Например, к своему Роду, противопоставляясь инородцам. О Любви Абсолютной речь не идет.
Да, но тогда получается, что если человек уподобится Богу, пойдя стопами Христа (а это, собственно, цель христианской жизни) и взрастит в себе Абсолютную Любовь, то станет также членом Святой Троицы? Что же тогда, Бог сделается “четверицей”, “десятерицей” или вовсе, “миллионницей”? Нет, Бог так и останется Троицей, но мы с вами станем Сынами Божьими, каким был Иисус из Назарета. Мы, как бы, войдем в Него и станем Им – я так это сейчас понимаю. Ведь человек имел то же сыновство Богу в раю, но утратил его с грехопадением.
1 комментарий: О Святой Троице
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Вот пришла в голову мысль, что если, все же, мое первоначальное понимание Троицы – в образе профессора, хоть отчасти, но верно? Разве не может профессор, например, сам читать свои же книги? Может. Так и Христос мог молиться Богу-Отцу как любви в своей душе. “Любовь, любовь, почему ты меня оставила…?!” Ушла из души, но пришел страх и уныние – ведь, наверное, что-то вроде этого Он тогда чувствовал?
В общем, сложный это вопрос для ума – это только чувствами можно понять…