Старческая психология
Клиенты часто задают мне вопросы о том, как вести себя с престарелыми родителями. Оказывается, у многих людей среднего возраста общение со стариками вызывает серьезные затруднения. Разбираясь в ситуациях, я поняла, что все проблемы вращаются вокруг нескольких ключевых моментов.
Первый момент – нужно помнить о том, что разный возраст – это разная возрастная психология. К сожалению, мы часто не понимаем того, что стариков невозможно переделать. В том смысле, что человек молодой или среднего возраста способен меняться и именно на это направлены воспитание, педагогика, психология, да и все прочие усилия, которые можно назвать искусством общения. Ведь в процессе жизни и отношений мы все так или иначе воспитываем друг друга, то есть помогаем в чем-то измениться.
В пожилом возрасте наблюдается ригидность психики и люди измениться уже практически не способны. Поэтому попытки переубедить, научить чему-то новому, прогрессивному, навязывание “полезной” информации, нового мировоззрения – все это бессмысленно. И хотя делаем мы это из лучших побуждений, желая помочь и сделать их жизнь более удобной, они это зачастую не принимают, а мы обижаемся, потому, что хотели как лучше. Но лучше, в данном случае, оставить их в покое и позволить жить в привычной им реальности, не травмировать “прогрессом” и новшествами. Тем более, что ощущение человека, который не может освоить какой-то новый прибор или приспособление, заставляет его чувствовать себя неполноценным. А разве это мы хотим дать нашим близким?
То же относится и к рассуждениям о жизни, политике, людях, принципах, деньгах и прочих вещах, связанных с жизнью социума. Старики живут только своим жизненным опытом, который позволил им прожить долгую жизнь, пройти и пережить все те испытания, которые выпали на их долю и стать теми, кем они стали. У каждого пожилого человека есть свои взлеты и падения, свои победы, о которых, быть может, знает только он сам, но это то, что держало его на плаву долгие годы. А значит, пытаться отвергнуть это и предложить какой-то новый ресурс – совершенно неблагодарное занятие! Старики живут в своем прошлом и редко когда способны вписаться в настоящее. Их настоящее – это их воспоминания и их опыт, и это нужно принять и позволить этому так и оставаться.
Мне часто жалуются на то, что пожилой человек, отец или мать, постоянно повторяет уже сказанное раньше, что учит тому, что я и без него знаю, и пр. “Зачем он/она это делает?” – нередко возмущается клиент или клиентка, “я же уже давно взрослый, образованный человек, и знаю больше, чем она!”. Но поймите, престарелый родитель просто не думает в данный момент о вашем образовании или знаниях, и совершенно не пытается их умалить. Он просто чувствует (и до конца жизни будет чувствовать) себя родителем, а вас ребенком. Но его собственная умственная деятельность слабеет, в душе обостряется чувство родительской любви и заботы. И вот так они это реализуют – через наставления и назидания, которые мы уже тысячу раз слышали. А еще через перекармливания и подсовывание в сумку лишней баночки варенья или мешка с яблоками с дачи. А мы возмущаемся, потому, что они не понимают, видите ли, что мы на диете или нам тяжело все это нести! Забота о детях – это практически единственная форма самореализации, которая еще доступна нашим пожилым родителям.
Один из ключевых моментов понимания старческой психологии состоит в том, что старость сродни болезни и относиться к ней нужно снисходительно. Требовать от пожилого человека той же живости ума, и адекватности суждений, разговора “на равных” в большинстве случаев не приходится, поэтому нужно учиться справляться с раздражением и находить в себе больше гибкости. В конце концов, у нас больше внутреннего ресурса.
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.