Мифы и легенды Древнего Египта
Друзья, тут стала замечать, что в интернете гуляет много информации о том, например, что египтяне обожествляли кошек, потому, что верили, что кошки – пришельцы из космоса, а конкретно, со звезды Сириус. Ну и, далее – везде, что называется! Многостраничный рассказ о необычных свойствах кошки, связанных именно с ее инопланетностью, и прочая ерунда.
Прошу прощения, но я, с моей тонкой духовной организацией и трепетным отношением к информации, вынести эту чушь не могу! Посему решила открыть рубрику “Уроки религиоведения”, в которой, по мере возникновения вопросов, буду разъяснять с совершенно научной точки зрения похожие темы – кто кому поклонялся, почему и зачем, и что все это значило, а также – как древние религиозные воззрения разных народов соотносятся с понятиями и практикой, с тем, что использует современная психотерапия.
О кошках и гневе
На самом деле, египтяне, конечно же, прекрасно знали, что кошки, как и все другие животные, рождены на земле. Другое дело, что через образы животных египтяне почитали определенные качества Божественного.
Например они поклонялись Великой Богине-Матери, которая проявляла себя в различных ипостасях. Это и Хатхор – богиня Неба, и Нут, и Изида с сестрой Нефтидой. Одной из них была Сехмет – львиноголовая богиня. Львиноголовая потому, что это богиня в гневе – образ львицы символизирует гнев и ярость, разрушительную силу. С Сехмет связана легенда о том, что однажды люди восстали против богов. Амон Ра разгневался и Богиня-Мать превратилась в разъяренную львицу Сехмет. Она пошла уничтожать весь Египет, неся хаос и бедствие. Чтобы отвратить полное разрушение, Ра послал за ней двух павианов. И тут интересен момент, что Бог Амон Ра не в состоянии просто так, своей волей отозвать и утихомирить львицу, но вынужден пускаться на хитрости и уловки. Не таков ли и наш гнев, с которым, зачастую, никто и ничто не может справиться?
“Черт ли сладит с бабой гневной..! (А.С Пушкин “Сказка о спящей царевне”.)
Если точнее, вначале Ра повелел напоить Сехмет неким успокаивающим напитком. Суть напитка была в том, что он имитировал кровь, которой жаждала разъяренная львица, но внутри содержал пиво. Она напилась и уснула, но когда проснулась и поняла, что ее обманули, разгневалась еще больше. И вот тогда пришлось выступать павианам – символам беспечного веселья, артистизма и смелости. Они рассмешили Сехмет и она успокоилась, умиротворилась, и из львицы превратилась в кошку. Вот так и появился образ Бастет – новая ипостась Богини, мягкая и добрая. А обычные кошки стали живыми иконами этого образа Богини. Икона же – это не предмет поклонения сам по себе, но тот образ, почитание которого возводит честь на сам первообраз.
Во всех мифах искать нужно прежде всего духовного, психологического смысла, а не земного, телесного, плоского. Таким образом, Сехмет – это не реальная львица из пустыни, но образ неконтролируемого гнева, которому бывает иногда подвержен человек. Изображение львицы – символ этого состояния, воспоминание о нем. Поклонение и принесение ему жертв – попытка усмирить, утихомирить, трансформировать. Превратить в кошку Бастет, то есть измениться. Поклонение Бастет – радость победы над состоянием души, ведущим к разрушению всего и вся, радость умиротворения и любви. Так что, не кошкам поклонялись египтяне, и не “пришельцам с Сириуса”, а тому Божественному, что позволяло им управлять своей душой. Такая вот древняя египетская психотерапия. ))
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.